МОУ СОШ с. Шишкино
с. Шишкино, Читинский район, Забайкальский край
  • Обеспечение учащегося учебниками

    МОУ СОШ с. Шишкино.
    информатика 10 класс

    Босова Л.Л.

    Информатика 10-10 класс
    информатика 10 класс

    Учебное издание предназначено для изучения информатики на базовом уровне в 10 классе общеобразовательных организаций. Включает вопросы, касающиеся информации и информационных процессов, математических основ информатики, аппаратного и программного обеспечения компьютера, информационных технологий.

    Содержание учебного издания опирается на материал, изученный в 7–9 классах основной школы. Учебное издание позволяет каждому обучающемуся овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится современная информатика

    Информатика 7 класс

    Босова Л.Л.

    Информатика 7-7 класс
    Информатика 7 класс

    Укажите программу

    Учебное издание входит в состав УМК по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебные издания, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия.

    Может использоваться после вводного курса информатики в 5–6 классах в рамках непрерывного изучения предмета или служить точкой входа в отдельный курс информатики в 7–9 классах. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Теоретический материал поддержан развёрнутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, обеспечивающим подготовку школьников к государственной итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

    Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).

    Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.

    Учебное издание входит в состав УМК по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебные издания, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия.

    Может использоваться после вводного курса информатики в 5–6 классах в рамках непрерывного изучения предмета или служить точкой входа в отдельный курс информатики в 7–9 классах. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Теоретический материал поддержан развёрнутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, обеспечивающим подготовку школьников к государственной итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

    Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).

    Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.

    Обеспечение учащихся учебниками

    Учащимся школы "бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании). Обучающиеся 1-11-х классов полностью обеспечиваются учебниками и учебными пособиями в соответствии с реализуемыми образовательными программами. Для использования при реализации образовательной программы выбраны: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.  

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”

    В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:

    Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

    Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

    В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

    - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

    - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

    Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

    Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (далее - ГП «Доступная среда»), предусмотрено за счёт средств федерального бюджета предоставление субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации могут использоваться, в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

    Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (далее - ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.

    Просим обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП «Доступная среда», ФЦПРО. 

    Первый заместитель министра Н. Третьяк

    Кто формирует список необходимых школе учебников и учебных пособий на учебный год?

    Система образования за последние годы претерпевает значительные трансформации. Новый формат выпускных экзаменов, особенности преподавания, новые единые федеральные стандарты обучения. Все эти новации напрямую влияют на учебники, которыми пользуются дети по всей стране. 

    Существует федеральный перечень учебников. Федеральный перечень учебников для школ включает учебники, рекомендуемые к использованию при обучении.

    Это одобренный государством список, на основе которого региональные власти имеют право наполнять за счет госбюджета школьные библиотеки. 

    Пункт 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо относит к компетенции школы самостоятельное определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

    Родители могут найти полный список всех учебников, разрешенных для школ, но следует учитывать, что в полном виде этот перечень достаточно большой. Поэтому перечень приводится в большинстве случаев в усеченном виде.

    Какие учебники могут внести в федеральный перечень учебников для школ?

    Перечни учебников, указанные в Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.11. 2021 г. № 819 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», состоят из следующих разделов:

    По уровням общего образования:

    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование.

    По организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    В федеральный перечень учебников включаются:

    • порядковый номер строки федерального перечня учебника;
    • порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;
    • наименование учебника;
    • автор (авторский коллектив) учебника;
    • класс, для которого учебник разработан;
    • порядковый номер издания (переиздания) учебника и т. д.

    Все учебники из федерального перечня учебников проходят экспертизу. Учебник должен соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью.

    В учебниках соответствующих ФГОС должны отсутствовать сведения:

    • противоречащие Конституции Российской Федерации.
    • направленные на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.
    • побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни.
    • побуждающие к употреблению наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;
    • побуждающие к асоциальному поведению и образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству.
    • обосновывающие или оправдывающих допустимость насилия и жестокости либо побуждающих осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным и т. д.

    Также не допускается в содержании учебника наличие сведений о недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

    Особые требования предъявляются к специальным учебникам, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

    • выполнение печатной формы учебника шрифтом Брайля;
    • наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся;
    • наличие электронного приложения к учебнику, которое не является аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.
    • соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника;
    • представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате;
    • наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля;
    • наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки);
    • замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.

    Каждая школа самостоятельно определяет какие именно учебники будут использованы обучающимися.

    Основными документами, регламентирующими порядок отбора учебников и учебных пособий, являются:

    • Федеральные перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
    • Основная образовательная программа в соответствии с уровнями образования;
    • Учебный план образовательного учреждения;
    • Рабочие программы учебных предметов.

    Работа по формированию Списка учебников начинается после утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее Федеральный перечень) на соответствующий учебный год регламентируется локальными актами школы.

    Методическая служба или научно-методический совет школы:

    • организует ознакомление педагогических работников с утвержденным Федеральным перечнем учебников;
    • совместно с педагогическим работником анализирует изменения в наборе, структуре и содержании учебников, утвержденных Федеральным перечнем;
    • доводит до сведения педагогических работников сведения о наличии учебников, учебных пособий по преподаваемому учебному курсу, предмету в библиотеке образовательного учреждения;
    • при необходимости организует работу по приобретению пилотных (ознакомительных) экземпляров учебников, учебных пособий.

    Педагогический работник готовит предложения для включения учебников, учебных пособий в Список учебников по преподаваемому учебному предмету, отдавая предпочтение:

    • учебникам, учебным пособиям, содержание которых соответствует уровню реализуемой образовательной программы (ступени обучения);
    • учебникам, учебным пособиям, обеспечивающим преемственность изучения учебного предмета в полном объёме на соответствующей ступени обучения (завершённой предметной линии учебников);
    • учебникам, учебным пособиям, которые наиболее полно соответствуют его педагогической концепции.

    Сводный список учебников, учебных пособий, согласованный с методической службой передаётся на утверждение руководителю школы. Список утверждается приказом директора школы и доводится до всех педагогических работников.

    Учителя выбирают из утвержденного Списка учебники и учебные пособия, изучают наличие выбранных учебников в необходимом количестве в библиотеке и передают информацию в методическую службу школы, на основании выбора педагогических работников методическая служба формирует список учебников, учебных пособий, (по классам) которые будут использоваться учителями в новом учебном году.

    Сформированный список учебников и учебных пособий, которые будут использоваться в новом учебном году, информация о их наличии доводится до сведения всех участников образовательного процесса.

    Сформированный список учебников и учебных пособий обычно является открытым информационным ресурсом, что обеспечивается за счёт размещения списков на сайте школы. 

    Поделиться страницей
    МОУ СОШ с. Шишкино.
    МОУ СОШ с. Шишкино.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике