МОУ СОШ с. Шишкино
с. Шишкино, Читинский район, Забайкальский край
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    При входе в здание МОУ СОШ с. Шишкино имеется пандус для людей, передвигающихся в инвалидной коляске.

    Возможно оказание психолого-педагогического сопровождения и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

    С учащимися с ОВЗ, в специально оборудованном кабинете,   проводят индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог. 

    Меры поддержки

    Питание.
    Питание
    Школа
    За счёт бюджетных ассигнований муниципального бюджета детям с ОВЗ и инвалидностью предоставляется бесплатное питание учащихся
    Коррекционные занятия.
    Коррекционные занятия
    Школа
    С учащимися с ОВЗ, в специально оборудованном кабинете,   проводят индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог. 
    Соцподдержка.
    Соцподдержка
    ОВЗ Школа
    СОЦПОДДЕРЖКА ОВЗ Одной из важнейших задач школы в условиях новых образовательных стандартов является помощь в социализации обучающихся. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.
    Медицинская помощь.
    Медицинская помощь
    ОВЗ Школа
    В школе ежедневно дежурит медсестра, готовая проконсультировать по возникшим вопросам как детей, так и родителей, а также окажет квалифицированную первую медицинскую помощь.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться  в любой образовательной организации Забайкальского края, в том числе в МОУ СОШ с. Шишкино, по выбору семьи с учетом их психофизиологических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК и с письменного согласия родителей (законных представителей), создаются специальные условия обучения и воспитания, включающие:
    - реализацию адаптированных образовательных программ;
    - вариативный набор  программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
    -организацию услуг специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
    - оказание  коррекционной помощи.
    В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и  даже инвалидность не означает, что об учёбе придется забыть. Дети с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух формах.
    Надомное обучение - это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой, либо проводит уроки дистанционно. Для перевода ребёнка на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявления родителей (законных представителей). Все организационные вопросы решает школа.
    Семейное обучение - это  форма получения образования вне учебного заведения. Организация учебного процесса и ответственность за образование детей лежит на родителях.
    Для улучшения качества образования и комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк) ППк- постоянно действующий, объединённый общими целями, скоординированный коллектив, обеспечивающий оптимальные условия для обучения и воспитания  каждого конкретного ребёнка  в соответствии с их возрастными нормами и индивидуальными  особенностями. Кроме проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей, ППк  оказывает консультативную помощь родителям  (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей. 

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В образовательном учреждении 16 учебных кабинетов оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ограниченными возможностями, кабинет психолога и логопеда, комната психологической разгрузки для проведения коррекционно-развивающих занятий.

    Для проведения практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики, химии, технологии, информатики, биологии, спортивный зал, мастерская.

    Библиотека расположена  на 2 этаже  здания, организована зона буккроссинга  для чтения и обмена книгами, работает информационно-библиотечный центр для обеспечения доступности и удовлетворения информационно-образовательных потребностей. Все обучающиеся в полном объёме обеспечены печатными  учебниками и пособиями,  имеют доступ к методическим и периодическим изданиям на время получения образования. 

    В школе функционирует СГО «Сетевой город. Образование», в которой разработан инструментарий, сочетающий в себе электронные журналы и дневники, а также упрощенные версии отчетов для управления образования, база которых постоянно обновляется. Действие данной системы способствует формированию единого информационного пространства, объединяющего школу, обучающихся и их родителей. С их помощью родители получают возможность своевременно видеть выставляемые ребенку оценки и контролировать посещаемость. Процесс обучения становится абсолютно прозрачным и понятным, что значительно влияет на повышение качества образования.

    В доступе для обучающихся — 15 компьютеров, 15 ноутбуков. ПК имеют выход в Интернет.  Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ИКТ и ежедневно после уроков в кабинете информатики в соответствии с графиком работы кабинета.

    Мультимедийные средства, интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.

    Специальных оборудованных кабинетов и  технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.

    Советы логопеда

    Основными задачами логопедического пункта являются:

    • обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, учащихся 2-4 классов.
    • выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;
    • проведение индивидуальных, групповых, коллективных занятий по

    коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

    • консультации для родителей учащихся

    К моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребѐнка, решены в дошкольный период. Если же ребѐнок пришѐл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребѐнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи.

    В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико- фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

    Занятия в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

    Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

    От родителей требуется:

    • создать условия для регулярного посещения занятий;
    • интересоваться темами, пройденными на уроке;
    • помочь ребѐнку в выполнении домашнего задания.(по русскому языку)

    Занятия проводятся в группах. В каждой группе от 3-х до 6 человек. А также назначаются индивидуальные занятия.

    Родителям о правильной речи ребенка

    1.Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребѐнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

    2. Речь ребѐнка развивается путѐм подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребѐнок должен слышать только грамматически правильную речь в своѐм окружении.

    3. Первый образец речи для ребѐнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребѐнка. Семья — первая школа.

    4. Без помощи родителей ребѐнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребѐнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чѐтко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребѐнку скорее овладеть правильной речью.

    5. Не подражайте неправильной речи ребѐнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребѐнком, используя слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребѐнка.

    6. При появлении речи у ребѐнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребѐнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.

    7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребѐнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребѐнка обращайтесь к специалистам.

    8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребѐнка. Неторопливая, чѐткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребѐнка.

    9. Не перегружайте ребѐнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребѐнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребѐнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

    Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

    • СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

      Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
    • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
    • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
    • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
    • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
    • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
    • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
    • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
    • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
    • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
    • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
    • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции

    Исправление звуков проводится поэтапно:

    1. й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
    2. й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
    3. й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
    4. й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

    Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

    Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

    8 простых советов дефектолога родителям

    • Говорите с ребенком. Ребенок лучше понимает обращенную речь, если она описывает происходящее вокруг события. Поэтому необходимо сопровождать свои действия словами.

    • Озвучивайте ситуацию, но только если ребенок видит и слышит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен. Если ребенок плохо и мало говорит, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Естественно, говорить нужно четко!

    • Не употребляйте слишком длинные фразы. Не перегружайте ребенка, предлагая ему сразу несколько незнакомых слов.

    • Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с кем-то играет, назовите несколько раз этот предмет коротко и четко.

    • Поддерживайте желание ребенка вступать с вами в контакт. В те моменты, когда вы говорите с ним исключайте другие раздражители (громкую музыку, звуки телевизора) и давайте ребенку возможность слышать вас и себя.

    • Многие родители пытаются угадать желания своего малоговорящего ребенка. В таких ситуациях у ребенка нет необходимости произносить что-либо, достаточно только жеста. Жест-это тоже общение, но не стоит останавливаться на этом уровне.

    • Специально создавайте такие игровые ситуации, в которых ребенку нужно отвечать на ваши вопросы и самому задавать их. Развивайте, стимулируйте диалог.

    • Не забывайте радоваться успехам ребенка, пусть даже сначала самым маленьким. Говорите о том какой он молодец.

    Как провести выходной день вместе с детьми?

    Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдет в традицию, что бы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.

    1. Творите!

    Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.

    2. Рисуйте!

    Попросите вашего ребенка нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!

    3. Настольные игры

    Для обучения счету, очень рекомендую игру «магазин». Если вы учите цифры-в игровой ситуации, все это пройдет быстрее и веселее.

    4. Прочитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм (при этом обязательно обсудите его с ним).

    5. Устроить субботник.

    Уверена, что и соседские ребятишки с удовольствием присоединятся к игре-кто больше всех соберет листьев или снега во дворе.

    А что же делать зимой? Можно сообща построить снежную горку. Или залить каток.

    6. Лепка для детей из теста

    Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто-довольно приятное на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и стакана мелкой соли, а затем добавить стакана горячей воды. Можно добавить красители пищевые. Вам придется немного потратить времени, но зато такое тесто может хранится в течении 2 недель в холодильнике.

    7. Пальчиковый театр

    Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. Пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Можно даже нарисовать лица героев прямо на пальцах. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но так же влияет на их дикцию и артистизм.

    8. Домашние обязанности

    Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и вы прилагаете свои усилия. Ребенку будет важно очень полезно научится ответственности. Обязанности ребенка не должны быть сложными. Но по мере роста и развития, ему можно поручить все более и более ответственные занятия. Такое доверие с вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в вашей семье близкими и дружными.

    Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное-это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом.

    Практические рекомендации психолога 

    Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), некоторым из которых установлена категория «ребенок-инвалид».

    В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две группы. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками, а также умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе может благотворно повлиять на здоровье таких детей.

    Другая группа детей - это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

    Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

    Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив это состояние, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

    Это необходимо знать!

    Типичными реакциями на стресс считаются отрицание, печаль и гнев.

    Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе определения их позиции к ребенку-инвалиду.

    Первая фаза - “шок”, характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

    Вторая фаза - “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

    Третья фаза - “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

    Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи,

    вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

    К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

    Многие родители не могут самостоятельно прийти к гармоничному осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

    Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится, как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

    В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

    Важно!

    Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

    1. Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности ситуации.

    2. Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

    3. Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

    4. Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

    Следует отметить, что не каждая семья проходит все 4 кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на 2 кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

    В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т.е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

    Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

    1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

    2 период - о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико­-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

    3 период - ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно­-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все.

    период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по формированию его дальнейшей жизни и связанных с этих вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

    Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги, психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

    Что нужно делать?

    В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

    Родителям можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

    Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

    Мудрая притча о Будде «Горчичное зерно»

    Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

    Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

    Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.

    Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

    Психологи рекомендуют:

    В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

    1. оставить все как есть, или что-то изменить;

    2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

    3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

    • как необходимую данность;

    • как урок, который необходимо пройти;

    • как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

    • как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

    Рекомендации

    1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

    2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

    3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

    4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

    5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений (по мере возможностей самого ребенка).

    6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

    7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

    8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

    9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

    10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

    11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

    12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

    13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

    14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

    15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

    Некоторые методические рекомендации родителям детей с ОВЗ:

    • Создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Успехи ребёнка нужно сравнивать только с его же достижениями, а не с другими детьми. 
    • Безоценочно принимать ребёнка. Важно ориентироваться на сохранённые навыки и положительные личностные качества как потенциал для коррекции. 
    • Не предъявлять завышенные требования к ребёнку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, может привести к снижению работоспособности и резким перепадам настроения. 
    • Активно включать ребёнка в повседневную жизнь семьи. Важно, чтобы он не только обслуживал себя, но и имел определённые обязанности, например, накрывал на стол или убирал посуду. 
    • Включить в корректирующую программу продуктивные виды деятельности. Например, лепку или рисование. Творческая деятельность развивает мелкую моторику и улучшает работу мозга. 
    • Отводить определённое время подвижным играм. Такие занятия помогут координации движений и восстановят нормальную походку. 
    • Заниматься с ребёнком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут. 

    Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

    Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

    Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

    Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

    Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

    Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

    Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

    Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

    Способ 2. Читайте с ребенком книги

    Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

    Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

    Способ 3. Играйте с ребенком в слова

    Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

    Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

    Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

    С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

    Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

    Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

    Способ 5. Освойте метод Цицерона

    Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

    Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

    Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

    Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

    Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

    Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

    Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

    Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

    Способ 9. Приучите малыша напрягать память

    Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

    Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

    Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

    Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

    Способ 10. Составьте правильный рацион питания

    Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

    Поэтому включите в рацион питания своего ребенка :

    жирную рыбу,

    бананы,

    грецкие орехи,

    морковь,

    шпинат,

    брокколи

    – да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

    10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения.

    Рекомендации учителя начальных классов

    Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения. 

    Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

    • увеличить частоту чтения;
    • расширять угол периферического зрения;
    • повышать устойчивость внимания;
    • улучшать оперативную память;
    • совершенствовать артикуляционный аппарат.

    В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

    Жужжащее чтение
    Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

    Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

    Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

    Работа с таблицами слогов 
    Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

    Детям предлагаются различные задания:

    прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
    произвольное прочтение слогов;
    найти в таблице указанный слог;
    послогово показать слово в таблице.

    Приемы для расширения угла зрения

    В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

    Таблицы Шульте

    Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

    Найди слово

    Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

    Пирамидки слов

    Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

    Первый — последний

    Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

    Рамка для чтения

    Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

    Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

    Прием «Молния»

    Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

    Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет. 

    Прием «Буксир»

    Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

    Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

    Прием «Спрятанные буквы»

    Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

    • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
    • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
    • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
    • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
    • Прием «Скороговорка»

      Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует. 

      Прием «Повторное чтение»

      Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

      Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

      Прием «День — ночь»

      В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

      Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

      Прием «Губы»

      При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать  и перейти к чтению вслух.  

      Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов.  Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.  

    Изображения.
    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике